Раннее развитие

На главную страницу

Раннее развитие. Ежи

Методики > Ян Амос Коменский

"Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.".

Ян Амос Коменский

Ян КоменскийПедагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, демократ-гуманист, Ян Амос Коменский (1592-1670) 

Заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции гуманизма дал критическую оценку всей отжившей средневековой системе обучения. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою совремменость и необходимость.

Т.е. он обосновал и выдвинул те принципы обучения, на которых основана современная общеобразовательная школа.

 

Великая дидактика

В 1626 году он пишет свою главную работу "Великая дидактика", в которой он формулирует основые принципы своей образовательной системы:

В заглавии “Великой дидактики” Коменский указывает, что обучение нужно организовать таким образом, чтобы человек в молодые годы успешно, легко, кратчайшим путем и основательно усвоил все необходимое для жизни. В соответствии с этим Коменский намечает четыре основных требования:

1. успешность
2. легкость
3. основательность
4. быстрота (кратчайший путь обучения)

Что же подразумевает Коменский под каждым этим требованием?

Для Коменского успешность обучения означает:

. учить детей своевременно
. учить вещам раньше слов
. учиться в школе до конца
. каждый отрезок времени должен быть сосредоточен на изучении только одного предмета
. образовывать в детях сперва рассудок для познания вещей, потом память, и наконец, язык и руку
. от простейших начал переходить к общему
. распределять занятия по врмени и порядку
. учиться по книгам, предназначенным именно для данного класса

Легкость обучения и учения достигается в том случае, если:

. обучение начнется рано;
. разум будет подготовлен для этого;
. будет идти от более легкого к более трудному;
. от общего к частному;
. никто не будет перегружен чрезмерным количеством учебных предметов;
. учеников не будут принуждать заучивать то, что ими хорошо понытно и осмысленно;
. все будет преподаваться для приложения к жизни;
. все будет преподаватся по одному и тому же методу.

Основательность обучения и учения будет достигнута, если:

. будут заниматься полезными вещами;
. всему будет положено прочное основание;
. последующее будет опираться на это основание;
. все, что имеет взаимную связь, постоянно будет соединяться;
. все будет закрепляться постоянными упражнениями.

Быстрота в обучении будет достигнута, если:

. во главе одной школы или одного класса будет стоять один учитель;
. один предмет будет изучаться по одному автору;
. одна работа будет задаваться всему классу;
. по одному и тому же методу будут преподаваться все науки и языки и т.д.

Эти требования, предъявленные Коменским к обучению, и положения, выработанные к их осуществлению, представляют собой сердцевину дидактического учения Коменского. Большинство этих требований и правил не только прогрессивны для того времени, но они сохраняют свое теоретическое и практическое значение для нашей дидактики и школы.

На основании чётких принципов Коменского стало возможно открыть общедоступные школы с едиными стандартами обучения.

 

Пансофическая школа

"Пансофическая школа, то есть школа всеобщей мудрости,
учреждение которой было желательно уже многие годы у
всех народов и которая теперь под покровительством
сиятельного господина Сигизмунда Ракоци счастливо
призвана к жизни у Венгров в Шарош-Патаке
в 1651 году спасения нашего

Проект школы второго уровня нового типа, воплощающей на практике теорию образования и воспитания Коменского.
"Пансофическая школа" - школа всеобщей мудрости, доступная всем желающим.
Вот что пишет сам Я.А. Коменский: "Мы желаем иметь школу мудрости, и притом всеобщей мудрости, пансофическую  школу , т. е. мастерскую, где к образованию допускаются все, где обучаются всем предметам, нужным для настоящей и будущей жизни, и притом в совершенной полноте».
Ещё одна цитата:

"Если я говорю: во всех классах, то я требую, чтобы у учеников всегда и везде совершенство- вались: 
1. Чувства — для все более и более отчетливого наблюдения вещей. 
2. Ум — для все более и более глубокого проникновения в вещи. 
3. Память — для все лучшего и лучшего усвоения. 
4. Язык — для того, чтобы понятое уметь высказывать все лучше и лучше. 
5. Руки – чтобы со дня на день искуснее выделывать то, что нужно; 
6. Дух – чтобы лучше и лучше предпринимать и производить все, что достойно уважения; 
7. Сердце – чтобы пламеннее любить и признавать святое"

 

 

Раннее развитие. Ежи


Ян Амос Коменский

Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. В 1602–04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры.

В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.
Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка»[4], 1612-56).
В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности»[5] (1618-1621) и составил подробную карту родной Моравии[6] (1618-1627).
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. Впоследствии переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632).
Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656).


В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Что ещё

Монтессори
Вальдорфская педагогика
Никитин

Гленн Доман
Зайцев
Береславский

Сухомлинский
Макаренко
Ян Амос Коменский