Монтессори-центр
 
На главную страницу      

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

       
 English  

Система Монтессори
Принципы
 педагогики Монтессори
Окружающая среда
Роль учителя
 О системе Монтессори
 Миссия Монтессори
 Для  мам и малышей
 Детский сад Монтессори
 Видеоматериалы
 Монтессори в Москве
  Монтессори в России
Статьи и книги
Монтессори-педагогика с самого начала
  Введение
1. Строительство человека
2. Приветствуя новорожденного
3. Открытие Мира
4. Рука и мозг
Об открытии Монтессори-центра  
Домашняя развивающая среда  
Монтессори-класс у вас дома
Методика Монтессори
Вопросы и ответы


 

Должны ли родители быть сторонниками метода Монтессори?
Монтессори-педагогика подразумевает равноправные отношения между взрослыми и детьми, а роли семьи в процессе воспитания ребенка отводится главная роль. Если семья принимает позиции системы или готова пересмотреть свои взаимоотношения, то ребенок быстро адаптируется к системе, чувствует себя комфортно. Помощь родителей является необходимой в процессе развития ребенка в Монтессори-среде. При стабильном противодействии семьи (в чем сами родители часто не признаются) усилия педагогов оказываются напрасными, а ребенок часто испытывает психологический дискомфорт.


Какое время необходимо ребенку для адаптации в группе?
Для нормальной адаптации в группе каждому ребенку необходимо свое время: для кого-то достаточно несколько недель, а кому-то понадобится срок в несколько месяцев. В любом случае, наиболее серьезной проблемой является агрессивное и деструктивное поведение ребенка. В этом случае положительный результат можно ожидать лишь при соблюдении двух условий: ребенок приходит в группу с правильной разновозрастной структурой, где давно создана спокойная, упорядоченная, рабочая атмосфера, а родители поддерживают линию отношений, установленную в классе. Мария Монтессори выделяет критерии ребенка, адаптированного к среде (так называемый "нормализованный" ребенок): любовь к порядку и работе, способность к спонтанной концентрации, адаптированность к реальности, любовь к тишине и индивидуальной работе, способность действовать по своему выбору, самодисциплина и послушание, независимость и инициатива, радость как критерий, указывающий на правильно выбранный путь развития ребенка.



Играют ли дети в Монтессори-группах?
М. Монтессори не отрицала важной роли игры в процессе развития детей, но она подчеркивала необходимость не ограничивать деятельность ребенка исключительно взаимодействием с игрушками. Монтессори не принадлежала к числу сторонников ролевых игр, игр-подражаний и игр-замещений, так как малыши, как великие имитаторы и подражатели, одинаково "впитывают" и хорошее, и плохое. Основное место в Монтессоре-методе занимают игры-упражения, в ходе которых ребенок взаимодействует один на один с предметами подготовленной среды. Вполне применимы игры по правилам, а также подвижные игры, если из них исключен элемент соревнования и сравнение малышей друг с другом.


Какую роль играет педагог/взрослый?
Монтессори-учитель должен быть компетентным во всех областях знаний - математике и родном языке (желательно знать один или два иностранных языков), в естественных науках, играть на каком-либо музыкальном инструменте, уметь петь и красиво двигаться, быть талантливым артистом и уметь придумывать интересные познавательные игры, страстно любить природу и уметь мастерить. Помимо основного базового высшего педагогического образования, Монтессори-учитель должен закончить Монтессори-курс. В отличие от других педагогических систем, в Монтессори-педагогике учитель отступает на второй план, предоставляя ребенку развивать свои способности в согласии со своим внутренним темпом и потребностям. Взаимоотношения строятся по принципу "учитель для ученика". (также см. раздел Роль учителя)


Существуют ли правила поведения детей в группах Монтессори?
Да, такие правила есть. Они разрабатываются Монтессори-педагогом совместно с детьми, и поэтому в каждой конкретной группе могут немного отличаться по форме и содержанию. Главная цель правил - защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка. В качестве примера можно привести следующие правила: "Хочешь работать вместе - договорись об этом", "Можно наблюдать за работой других, не мешая им", "После работы приводим материал и рабочее место в порядок", "Когда трудно - просят о помощи и благодарят" и т.п. Правила обязательны для всех, в том числе и для взрослых, что создает предпосылки для формирования прочной внутренней дисциплины, основанной на признании прав другого человека, на уважение к нему и его работе.


Можно ли создать Монтессори-среду в домашних условиях и заниматься с ребенком самостоятельно?
Каждый родитель, воспользовавшись немногочисленными изданными пособиями по Монтессори-методу (например, издательства "Карапуз"), может организовать в домашних условиях занятия для своего ребенка. Конечно, в большей степени это касается упражнений практической жизни и, возможно, небольшого числа пособий по развитию сенсорной сферы. Но остаются неохваченными многие аспекты методики: сенсорный, математический, языковой, естественнонаучный материалы, полный комплект которых крайне дорогостоящ и поэтому не имеет смысла приобретать его для одного или нескольких детей. Также важное значение в методике занимает групповая работа детей (а группа, как известно - это не менее 10 человек), что является крайне проблематичным в условиях городских квартир, даже пригласив к себе всех соседских детей. Групповое взаимодействие дает ребенку представление о модели мира, в которой существуют разные люди как по возрасту, так и по темпераменту, и ребенку нужно научиться комфортно существовать в обществе - ведь впоследствии это придется ему делать и в школе, в институте и далее, работая уже самостоятельно. Поэтому навыки, полученные в раннем возрасте, окажут ему в этом неоценимую услугу.


Не возникают ли трудности при поступлении в начальную школу у детей, занимавшихся в группе Монтессори?
Дети из групп Монтессори без особого труда поступают в самые престижные школы и учатся в них достаточно успешно. Это объясняется тем, что они обладают широким кругозором, имеют сформировавшуюся внутреннюю мотивацию к познанию нового, умеют концентрироваться на работе и аргументировано отстаивать свое мнение. Дети, обучавшиеся в среде Монтессори, внимательны, наблюдательны, самостоятельны и более дисциплинированы.


Как соотносится Монтессори-метод с религией?
Мария Монтессори относится к религии как к внутреннему переживанию человека, которое свойственно развивающейся личности каждого ребенка как одной из его психических особенностей. Монтессори отделяла это переживание от церкви как "внешнего общественного учреждения". Она признает религию естественным продуктом человеческого развития, так же как и язык, но отсутствие религиозных переживаний в конкретной культуре, так же как отсутствие языка (например, Маугли, выросший с стае волков), ведет к потере этой функции детской психики. Отсюда проистекает терпимость и принятие педагогикой Монтессори как различных религиозных конфессий, так и атеизма.


Существуют ли Монтессори-группы для детей младше 3-х лет?
Одним из условий нахождения в группе является физическая и психологическая готовность ребенка ходить в детский сад: владение навыками самообслуживания, автономность от мамы, необходимый для общения уровень речи.
Естественно, что у каждого ребенка своя индивидуальная скорость развития, и некоторые двухлетки (хотя такие случаи редки) управляются с предложенным им материалом не хуже более старших воспитанников. Это также зависит и от характера ребенка (насколько он усидчив, любопытен, общителен и т.д.). В процессе предварительного собеседования Монтессори-учитель проводит тестовое занятие с ребенком и определяет насколько эффективными будут для Вашего малыша занятия в Монтессори-группе в этом возрасте.


 

 

Что ещё

Монтессори
Вальдорфская педагогика
Никитин

Гленн Доман
Зайцев
Береславский

Сухомлинский
Макаренко
Ян Амос Коменский