Монтессори-центр
 
На главную страницу

          Статьи и книги

Паула Полк Лилльярд, Линн Лилльярд Джессен
Монтессори-педагогика с самого начала

Раннее развитие ребенка дома от рождения до трех лет


 English  

Система Монтессори
Принципы
 педагогики Монтессори
Окружающая среда
Роль учителя
 О системе Монтессори
 Миссия Монтессори
 Для  мам и малышей
 Детский сад Монтессори
 Видеоматериалы
 Монтессори в Москве
  Монтессори в России
Статьи и книги
Монтессори-педагогика с самого начала
  Введение
1. Строительство человека
2. Приветствуя новорожденного
3. Открытие Мира
4. Рука и мозг
Об открытии Монтессори-центра  
Домашняя развивающая среда  
Монтессори-класс у вас дома
Методика Монтессори
Вопросы и ответы

 

 

Паула Полк Лилльярд, Линн Лилльярд Джессен
Монтессори-педагогика с самого начала
Перевод Евгении Ткачевой

Глава третья

Открытие   Мира

У детей моложе трех лет есть отличные от взрослых средства для того, чтобы фокусировать свое внимание и таким образом развивать свой мозг. Они не способны к рассуждению, абстрактному мышлению или воображению, поэтому они не могут сделать сознательный интеллектуальный выбор, на что направить свое  внимание. Однако, у них есть уникальная способность впитывать свойства окружающей среды, просто находясь в ней. "Впитывающий ум»,  а именно так называла его Мария Монтессори, является основой для универсальной адаптации людей. Поскольку младенец поглощает все аспекты своей окружающей среды, мы должны быть очень осторожными относительно того, что мы включаем в эту среду. Конечно, мы хотим создать среду, основываясь на универсальных принципах красоты, ­простоты и порядка. Спокойные, не кричащие цвета и простое оформление стен спальни ребенка обеспечивают хорошее окружение. Если в комнате отсутствует предметы, отвлекающее внимание, специально выбранные и помещенные в комнату объекты имеют большой шанс привлечь внимание ребенка и поощрить его к концентрации и исследованию.

У младенца есть впитывающий ум, но у него также есть средство для точного и целенаправленного исследования, которое приводит к длительному интересу и сосредоточенному вниманию с помощью каждых из пяти чувств. Ребенок с рождения исследует мир с помощью чувств осязания, запаха и вкуса – эти чувства в первую очередь имеют отношение к пище и наиболее развиты при рождении - но также и с помощью слуха и зрения - последние два развиваются позже. Именно проводя исследование с помощью чувств, младенец привыкает к какому-либо объекту. Таким образом, важно менять и включать в среду новые материалы еженедельно или ежемесячно. Монтессори называла ребенка моложе шести лет "сенсорным исследователем" и базировала свой образовательный подход в течение первых лет жизни ребенка на обучении через чувства. Поскольку ей удалось правильно идентифицировать те средства, посредством которых дети моложе шести лет обучаются лучше всего – а это, прежде всего, делается с непринужденностью и полным погружением в материал – дети в школах Монтессори по всему миру проявляют сильный интерес к изучению своей окружающей среды.

Какие же инструменты тогда мы можем использовать для младенца как сенсорного исследователя, обладающего впитывающим разумом? Ясно, что это должны быть конкретные материалы. Маленькие дети не могут использовать воображение или разум, чтобы узнать мир. Поскольку они еще не способны к интеллектуальному размышлению, они должны сначала познать мир на реальных  материалах, чтобы сформировать инструменты, которые впоследствии приведут к развитию разума и будут содействовать строительству самих себя. Дети нуждаются в конкретных объектах для исследования, качества которых они могут впитать через свои чувства.
Очень важно, чтобы эти материалы были взяты из реальной жизни. Поскольку среди нас бытует неправильное представление о месте фантазии в жизни маленького ребенка, мы повторяем: все, что взрослые дают маленькому ребенку для сенсорного исследования, должно представлять реальный мир. Опыт маленьких детей, полученный в реальном мире, становится основанием для воображения и творческой мысли в ­годы начальной школы, когда их ум теряет способность впитывать окружение и становится рассуждающим. События и предметы, которые не дают маленьким детям представлений о реальном мире, совершенно бесполезны. Давая ложную информацию о мире, они даже могут быть опасными. Маленькие дети наносят себе огромный вред, выпрыгивая из окон, нанося себе раны опасными предметами, пытаясь задушить других детей или даже стреляя в других, только потому, что они неоднократно наблюдали эти действия в мультфильмах или в кино, где они не привели ни к одному из реальных последствий.

Богатство воображения ребенка зависит от глубины и степени чувственных  впечатлений, полученных в ранние годы. Дети нуждаются так во многом, чтобы иметь эту богатую основу. Они нуждаются в правдивых вещах, которые могут наблюдаться на всей нашей планете - в Америке, Европе, Азии или Африке. Они должны испытать то, из чего сделана Земля и что не подвержено изменению: песок – это песок, грязь – это грязь, растения во всем мире функционируют одинаковыми способами и имеют подобные свойства. Потребности людей удовлетворяются по-разному в различных местах, но их фундаментальные потребности в одежде, убежище и пище универсальны. Бессмысленные песни, картины и истории, которые являются продуктом взрослой фантазии, не дают ребенку моложе шести лет полезной информации о мире.

С другой стороны, возможность находится на свежем воздухе в естественных условиях дает младенцам и маленьким детям знания о практических событиях, основанных на реальной действительности. Младенец, гуляющий в коляске, видит облака, плывущие по синему небу, шелест листьев, может почувствовать ветер на своем лице, запах коры деревьев на горячем солнце, однажды он встанет на ноги и почувствует прохладу зеленой травы под своими босыми ногами. Эти ­ощущения не просто хороший опыт. Они - основа признания нашей универсальности, возможно даже реализации нашего духовного потенциала, которая является нашим самым абстрактным понятием.

Младенцы начинают свое исследование мира до рождения. Они начинают свою жизнь в пределах матки, не обладая каким-либо знанием. Постепенно, они начинают ощущать вкус, слышать звук, различать темноту и свет, сосут свой большой палец, трогают свое лицо руками, чувствуют контакт жидкости с телом и постоянство ее температуры. Таким образом, у младенцев действительно есть немного знания  о том, что должно произойти – поэтому рождение не является большим потрясением. Наиболее важно то, что они приобретают так называемые "знакомые пункты". Они узнают биение сердца своей матери, ее голос и ритм ее движения. При рождении они уже "знают" свою собственную мать.

После рождения ребенка нам не нужно думать о том, чтобы снабдить его зрительными образами, звуками и запахами в нашем доме. Ребенок впитывает их, просто будучи окруженным ими. Эта абсорбция включает физическую и эмоциональную окружающую среду нашего дома. Это означает, что необходимо сознательно готовиться к приходу младенца перед его рождением. Мы не можем планировать покраску или реконструкцию дома или давать возможность родственникам и друзьям приходить в гости. Мы должны быть в состоянии посвятить все наше  внимание и энергию к выполнению новой задачи: помочь развитию нового индивидуума в первые дни его жизни.

Что мы сознательно можем дать новорожденному для того, чтобы развить его чувственное знание о мире, используя в своих интересах его уникальную способность строить себя после рождения как человека своего  "времени, места и культуры"? Сначала нам нужно добавить что-то к визуальным впечатлениям ребенка для того, чтобы учиться сосредотачивать свой взгляд и развивать зрение. Мы упомянули кровать на полу, которая дает ребенку больше возможностей обзора по сравнению с решетчатой кроваткой, находящейся высоко и имеющей  ограниченный обзор. Из более низкого положения на кровати ­ребенок строит визуальную карту своей комнаты прежде, чем он начнет перемещаться по ней. Ребенку необходимо время для того, чтобы построить эту визуальную карту. Повторные события необходимы ­для коры мозга, отвечающей на визуальные представления, для того, чтобы закрепить полученные впечатления в мозгу. Этот опыт позволяет ребенку добавить необходимую визуальную информацию к его внутренней карте для последующего движения по комнате. Он строит структуру для понимания того, какого расстояние между пунктами на его карте и отношениях этих пунктов к скорости и времени движения. Сначала ребенок строит сенсорную базу для физики. Кровать на полу готовит ребенка к перемещению по комнате, когда мозг будет готов принять  дополнительную информацию для абсорбции через чувства. Таким образом он сможет удовлетворять свои собственные потребности и продолжить процесс изучения. Малыш счастлив, так как  возможности соответствуют его способностям.
Зеркало, которое мы прикрепляем к стене рядом с кроватью, увеличивает возможность обзора комнаты, показывая отраженное ­изображение. Ребенок также видит свое собственное отражение и начинает соотносить свои движения с отраженными движениями в зеркале. Так он обнаруживает, что есть больше лиц для исследования, чем просто лицо его матери во время кормления. В конечном счете, он видит других людей в зеркале, входящих в комнату для того, чтобы поиграть или поговорить с ним. Поощряя новорожденного ребенка проводить  время бодрствования на животе, чтобы он мог практиковать поднятие своей головы, делает возможным первые визуальные впечатления со стенным зеркалом.
В течение первых нескольких месяцев мобиль, висящий  над кроватью, помогает развить способности к визуальному исследованию мира. Ребенок постепенно развивает процесс сосредоточения на движущемся объекте, следя за ним и тренируя восприятие цвета и глубины. Мобиль следует менять каждые две недели для того, чтобы способствовать визуальному развитию. Следовательно, первый мобиль может изображать плоские, черно-белые геометрические формы и отраженный свет от стеклянной сферы. Все следующие мобили вводятся в упорядоченной последовательности: три октаэдра из ­цветной металлической бумаги, каждый в базовом цвете (красный, желтый, синий); пять шаров из пенополистирола, висящих в ­градации одного цвета в порядке убывания от самого темного до самого светлого; стилизованные бумажные числа из легкой металлической цветной бумаги, которые движутся от малейшего потока воздуха; и, наконец, стилизованные деревянные числа, окрашенные в пастельные тона.

Младенец получает всю эту визуальную информацию о мире, просто сосредотачиваясь и следуя глазами за своим мобилем. Важно понимать, что мобили должны тщательно выбираться и не быть случайными, ведь они дают младенцу ключ к восприятию мира формы и цвета. Они не должны бомбардировать малыша бессмысленными стимулов, быть пустым развлечением. Есть причина, почему любая новинка так занимает ребенка, и слишком часто мы используем ее, чтобы занять младенца – когда малыши счастливы, они нас не беспокоят. Младенцы ищут новинку, чтобы изучить ­что-то, ранее неизвестное им о мире; это их ключевая особенность, имеющая определенную цель. Слишком часто взрослые абсолютно беспечны в том, что они дают младенцам, как будто малышам подойдет "любая старая вещь". Если мы хотим создать для наших малышей оптимальную окружающую среду, мы должны серьезно продумать цель всего, что мы даем им.
Мобили полезны для младенца только в первые несколько месяцев. В первые недели жизни  малыш развивает с их помощью свои зрительные способности фокусировки взгляда и прослеживания объектов. После окончания этого периода он готов к решению следующего блока задач. Теперь мобиль нужно повесить на высоте в пределах диапазона случайных движений руки младенца. Он начинает попадать по мобилю руками, постепенно понимая, что его движения заставляют мобиль двигаться. Малыш начинает пытаться специально вступить в контакт с мобилем, и в результате его усилий появляется глубокая концентрация и постепенный контроль над своими руками. Затем, объект следует повесить на резинке. Идеально подойдет деревянное кольцо приблизительно 7-8 см в диаметре с толщиной в 1 см. Ребенок пытается схватить его в один прекрасный момент доносит его до рта. Теперь он готов объединить осязательное с визуальным исследованием объекта. Существенно понимать, что для этой цели подойдет любой висящий объект. Объект должен быть надежным, не содержать грубых краев и быть достаточно большим, чтобы ребенок не мог его проглотить.

Ребенок вошел в новую эру открытий: познание визуальных  и осязательных отношений. Теперь погремушки должны заменить мобили и стать главным инструментом для продолжения сенсорного исследования мира. Через манипуляцию погремушками младенец обнаруживает, что физическое ощущение предмета в руках имеет отношение к формами, которые он видит. Он постепенно развивает координацию зрительного, осязательного и звукового образов. Он видит и чувствует, что различные движения, которые он совершает со своими погремушками, создают переменные звуки: мягкий и громкий, приятный и неприятный. Он чувствует различия в температуре и структуре; дерево и металл являются гладкими, металлический более холодный или более теплый, чем объекты вокруг него. Он обнаруживает соотношение между размером и весом: объекты, которые одного и того же размера, но сделанные из различных материалов, отличаются по весу и т.д.
В конечном счете наступает момент, когда ребенок обнаруживает различные положения своих рук по мере того, как они обхватывают предметы различных форм, держат и отпускают объекты по желанию. У него теперь не только есть способность получать информацию через руки, но он учится использовать их для управления своей окружающей средой­. Он достигает нового уровня вызова в построении концентрации и готов идти дальше к открытию объектов своей окружающей среды.
Младенец готов исследовать реальные объекты вокруг дома, но еще не может добраться до них самостоятельно. В то время как мы ждем, пока младенец научится перемещаться самостоятельно, мы можем собрать корзины из простых предметов быта, безопасны для его исследования. Поскольку он быстро будет привыкать к старым предметам, мы должны постоянно добавлять новые, а старые временно убирать. Когда знакомый ­объект вернется несколько недель спустя, младенец будет смотреть на него с другой точки зрения, так как его мозг уже прогрессировал и он готова принять большее количество информации. Таким образом, младенец сможет более глубоко изучить объекты по мере того, как они исчезают и возвращаются. Повторение знакомого является существенным для того, чтобы развить фокус внимания и истинное знание на каждой стадии развития. Младенчество не является исключением и, фактически, предоставляет возможность создать образец для повторения в изучении.

Позже эти те же самые предметы быта могут быть собраны в корзинки для расширения словарного запаса. Мы называем эти объекты даже для младенца: "мерная ложка", "лопатка",  "щетка" и т.д. Однако, пока это случайное упоминание для впитывающего ума. На более поздней стадии мы используем язык сознательно, чтобы углубить знание ребенка, и интерес к объектам. Мы можем далее помочь с подготовкой к языковому развитию и развитию порядка, начиная систематизировать предметы в  корзинках. Этот процесс помогает ребенку понять, что определенные вещи в нашем мире находятся вместе и приводим пример таких вещей. В одной корзинке могут быть предметы, которые мы находим в ванной; в другой – вещи из  спальни или из  кухни и т.д.

Наконец, младенец отправляется в путь и начинает ползать по всему дому и заниматься исследованиями всюду на своей собственной инициативе. На данном этапе дети больше не нуждаются в том, чтобы мы приносили им предметы. Они теперь сами обнаруживают, что может быть найдено в каждой комнате их дома. Важно теперь потратить время на то, чтобы тщательно продумать организацию домашнего пространства (или любое другое место, где ребенок этого возраста будет проводить существенные промежутки времени). Этот предмет имеет смысл? Он находится в порядке, прост и функционален? Действительно ли он красив? Мы хотим, чтобы ребенок обнаружил аккуратную окружающую среду и инкорпорировал этот порядок в собственный разум. Важно найти свое "место для каждой вещи и каждая вещь на своем месте" прежде, чем ребенок начнет ползать по дому и устанавливать своей собственный «порядок». Мы должны быть в состоянии быстро и легко навести порядок в комнате. Также важно проверить каждый буфет, ящик и туалет от чердака до подвала, чтобы убедиться, что вещи, опасные для маленького ребенка, удалены или убраны подальше. Дети моложе шести лет, пока не достигшие возраста, когда они способны рассуждать, в конечном счете, в состоянии попасть почти в любое место в доме, и они часто  могут делать это задолго до того, как мы поймем, на что они способны. С этого момента наша цель состоит в том, чтобы обеспечить ребенку возможность обнаружить аккуратный и безопасный дом. (См. Пятую Главу, «От Ползания к Координации»).




  
 

Что ещё

Монтессори
Вальдорфская педагогика
Никитин

Гленн Доман
Зайцев
Береславский

Сухомлинский
Макаренко
Ян Амос Коменский