Монтессори-центр
 
На главную страницу

          Статьи и книги

Паула Полк Лилльярд, Линн Лилльярд Джессен
Монтессори-педагогика с самого начала

Раннее развитие ребенка дома от рождения до трех лет

 

Система Монтессори
Принципы
 педагогики Монтессори
Окружающая среда
Роль учителя
 О системе Монтессори
 Миссия Монтессори
 Для  мам и малышей
 Детский сад Монтессори
 Видеоматериалы
 Монтессори в Москве
  Монтессори в России
Статьи и книги
Монтессори-педагогика с самого начала
  Введение
1. Строительство человека
2. Приветствуя новорожденного
3. Открытие Мира
4. Рука и мозг
Об открытии Монтессори-центра  
Домашняя развивающая среда  
Монтессори-класс у вас дома
Методика Монтессори
Вопросы и ответы

 

 

Паула Полк Лилльярд, Линн Лилльярд Джессен
Монтессори-педагогика с самого начала
Перевод Евгении Ткачевой

Глава Восьмая

Язык и умственные способности

Способность младенцев абстрактно мыслить и выражать мысли развивается не только благодаря скоординированным движениям рук и взаимодействию мозга с окружающей средой, но и через познание языка. Таким образом, умственные способности детей тесно связаны с качеством и количеством языкового воздействия. Мы можем определить, что умственные способности состоят из двух взаимосвязанных компонентов. Во-первых, умственные способности включают в себя возможность формирования идей и понятий совместно со способностью обучаться, понимать их, размышлять о них, и впоследствии, определяя связи между ними, выстраивать логические цепочки. Во-вторых, интеллект подразумевает способность брать продукты аналитического и синтетического мышления и использовать их для лучшего понимания и преобразования окружающего мира. В дополнение к вышесказанному: для того, что появилась возможность выражаться символически,  наши навыки должны быть хорошо развиты. Другими словами, мы должны быть способны не только действовать продуктивно и независимо от нашего творческого и рационального мышления, но также уметь объяснить другим, что мы только что сделали, а также что собираемся делать дальше. Наш рассказ о развитии языка и интеллекта у детей  охватывает как способность к абстрактному мышлению, так и коммуникативные навыки.
Способность  к эффективному общению постепенно увеличивается с первых дней жизни. Родитель и младенец постоянно ведут диалог друг с другом посредством жестов, мимики и эмоций:  младенец старается выразить свои чувства, нужды и описать свое состояние, а родитель старается понять то, что хочет выразить ребенок и удовлетворить его потребности. С самого начала язык мимики и жестов является основным инструментом человеческого общения. Но звук  — также  неотъемлемый аспект невербального диалога между родителем и младенцем. Все младенцы кричат, а многие кричат очень много, особенно, в первые месяцы жизни. Младенец кричит по-разному, чтобы выразить разные нужды: «Я голоден», «Мне холодно (жарко, влажно)», «Мне надо спать», «Мне нужно двигаться». Если родитель  внимательно слушает ребенка, одновременно наблюдая за его поведением, он со времен научится правильно реагировать на разные виды плача.
Именно в этом, первом, общении с другим человеком, младенец начинает длинный путь к познанию самого себя, как объекта отдельного от окружающего мира. Посредством невербального общения и звуков на этом этапе жизни ребенок  инициирует конкретное  действие родителей и принимает его. Таким образом, он учится влиять на поведение других людей.  Конечно, это влияние в первые годы жизни  не является абсолютным. В конечном итоге, ребенок понимает свое место в мире и то, что он является таким же человеком, как и все остальные - одним из многих. С другой стороны, если родители излишне обеспокоены и вследствие этого чрезмерно угождают ребенку, у него может развиться ложное чувство всемогущества, что не сулит ничего хорошего для его дальнейших отношений с миром. Таким образом, задолго до того, как звук и символ объединяются в язык,  устанавливается обязательная основа для понимания  того, кто, что и где  мы в этом мире, равно как и способность эффективно общаться с другими людьми.
Сейчас мы начнем прослеживать связь звука и символа в языке младенцев: процесс, который развивает умственные способности человека, и который является уникальным для всех людей, наравне с развитием хватательного навыка.



  
 

Что ещё

Монтессори
Вальдорфская педагогика
Никитин

Гленн Доман
Зайцев
Береславский

Сухомлинский
Макаренко
Ян Амос Коменский