Монтессори-центр
 
На главную страницу

          Статьи и книги

Паула Полк Лилльярд, Линн Лилльярд Джессен
Монтессори-педагогика с самого начала

Раннее развитие ребенка дома от рождения до трех лет

 

Система Монтессори
Принципы
 педагогики Монтессори
Окружающая среда
Роль учителя
 О системе Монтессори
 Миссия Монтессори
 Для  мам и малышей
 Детский сад Монтессори
 Видеоматериалы
 Монтессори в Москве
  Монтессори в России
Статьи и книги
Монтессори-педагогика с самого начала
  Введение
1. Строительство человека
2. Приветствуя новорожденного
3. Открытие Мира
4. Рука и мозг
Об открытии Монтессори-центра  
Домашняя развивающая среда  
Монтессори-класс у вас дома
Методика Монтессори
Вопросы и ответы

 

 

Паула Полк Лилльярд, Линн Лилльярд Джессен
Монтессори-педагогика с самого начала
Перевод Евгении Ткачевой

Глава Восьмая

Язык и умственные способности

(продолжение)

 

Развитие письменной формы языка.

До сих пор мы обсуждали, как ребенок овладевает устной формой языка. Сейчас мы перейдем к овладению письмом. Чтобы сделать это, нам необходимо вернуться к тому периоду, когда ребенок неосознанно впитывает в себя информацию о мире через чувства, так как этот этап является основополагающим для развития языка. Чувства ребенка открыты миру с первых дней его жизни, ребенок  пытается получить общее представление о предметах вокруг, и это глобальное понимание окружающих его вещей является тем, что делает его способным адаптироваться ко  «времени, месту и культуре». Он начинает думать об этом мире и пытаться записать свои впечатления словами.
Богатство чувственного опыта, необходимое для развития языка и умственных способностей, помогает объяснить, почему метод обучения иностранным языкам, принятый в начальной школе, обычно не работает. Ребенку нужно найти связь со словом, например, со словом, обозначающим воду: ему необходимо знать, как она выглядит, какая она на ощупь, как она движется, какой она температуры, текстуры, сколько весит, а также, что он думает по поводу этого и какие эмоции испытывает. Спокойная ли она, как в пруду, или же это бурный прибой, а может это неистовый и жестокий океанский шторм… Только таким путем он может полностью охватить все богатство оттенков значений, включенных в слово «вода» и использовать его творчески, осмысленно, и сможет говорить на хорошем, правильном языке. Он не может достигнуть такого уровня свободы словоупотребления, если его всего лишь знакомят с абстрактным списком иностранных слов и правилами грамматики, которые нужно запомнить.
Знакомство ребенка с устной формой языка происходит в раннем детстве. Мы также хотим заложить основы для развития письменного языка как можно скорее. Сначала на уровне ощущений язык требует, чтобы ребенок ознакомился с реальными предметами: грудью матери, своими собственными руками и ногами. В течение недель мы помогаем ему начать путь к абстрактным представлениям о предметах, предоставляя ему маленькие модели предметов реального мира — плюшевых зверушек, кукол, которые выглядят реалистично и имеют сбалансированные пропорции, или подвижных бабочек или птичек, которые отображают опыт контакта ребенка с ними в реальном мире.
Когда ребенку исполнится приблизительно восемнадцать месяцев и его руки уже достаточно развиты, мы можем предложить ему небольшие предметы для исследования: горшочки и кастрюльки, кухонные принадлежности, приборы и инструменты, фигурки домашних животных, птичек, фрукты, овощи и тому подобное. Небольшая корзинка из нескольких предметов, принадлежащих к одной категории, может быть помещена на полку с игрушками. Покажите корзинку ребенку, называя предметы и расставляя их в линию на столе или ковре. Время от времени играйте с ребенком в такую игру: несколько раз назовите предмет, а потом спросите у малыша, как этот предмет называется. Когда у ребенка будет достаточно опыта и когда вы будете уверены, что он знает ответ, вы можете попросить его обозначить тот или иной предмет, спросив: «Что это?». Этот вопрос представляет собой что-то вроде теста. Поэтому приступать к нему можно, только повторив первые два шага много-много  раз.
Дети очень сильно различаются объемом  своей лингвистической памяти. Повторение в течение многих дней, недель или даже месяцев — то, что лучше всего помогает развивать память. Важно отметить, что вы должны играть с ребенком, а не преподавать ему урок. Если это доставляет радость обоим, то принесет больше пользы. Если ему или вам  скучно или неприятно, вы упускаете очень важный момент. Вместо короткой пятиминутной игры с ребенком, вы, возможно, превратите процесс в «обучающий эпизод», которые очень популярны в начальной школе, тем самым заставив ребенка скучать. Или, если вы чрезмерно обеспокоены или слишком контролируете «обучение» вашего ребенка, тогда вы сами не получаете удовольствия от процесса как такового, а нацелены на результат. В этом случае именно вы будете разочарованы.
После того, как ребенок ознакомился с корзинкой предметов — например, в ней лежали игрушки, изображающие разные породы собак — вы можете сделать набор карточек, обозначающих породы собак. Вначале попытайтесь найти карточки, которые изображают собаку полностью: например,  предпочтительнее изображение всей колли, нежели только ее головы. Позднее вы сможете использовать карточки, которые похожи, но не совпадают полностью, например, показывают только часть животного или животное другого размера. Карточки, которые похожи (в отличие от идентичных) требуют от ребенка распознавания большего количества информации и по существу требуют больших способностей обобщения. В конце, можете играть с ребенком, используя только карточки. Он сможет усвоить больше информации, демонстрируя, что способен идентифицировать предмет  только по его изображению.
Мы хотим показать ребенку, насколько важны книги. Приобретите книги для детей до шести лет, книги должны больше основываться на реальности, а не фантазии. Маленькому ребенку нужно исследовать реальный мир до тех пор, пока он не научится адекватно оценивать его, а не мир, выдуманный взрослыми, в котором кролики разговаривают, носят одежду и ходят в школу, или где потерянные дети летают по небу, а пираты ищут сокровища. Первые книжки ребенка должны быть прочными, со страницами из картона. Держите несколько книг в корзине у кровати ребенка. Также можно хранить книги в других местах квартиры, к которым ребенок имеет доступ. Никогда не кладите книги вместе с игрушками. Книги созданы не для экспериментов. С самого начала мы должны показать, что к книгам нужно относиться серьезно. Опять же, количество книг должно быть ограничено: четыре — это абсолютный максимум для ребенка двух лет. Любимая книга ребенка на определенный момент должна быть на виду, но также следует иногда менять книги.
Кроме  книг, которые всегда доступны ребенку, храните в книжных шкафах или на закрытых книжных полках качественные красивые книги и книги с иллюстрациями. Читайте эти книги вслух вашему ребенку перед сном или в определенное время днем. Также как и книги, непосредственно доступные ребенку, эти книги должны отражать реальность и представлять возможности для дальнейшего знакомства с миром. Совсем не важно, понимает ли ваш ребенок то, что вы ему читаете. На самом деле, ни один ребенок не сможет понять вас так, как взрослые, даже если он уже знаком с описываемыми понятиями, объектами или действиями. На этом этапе важно усвоение ребенком правильного, красивого языка и способность выражать различные мысли.
Если ваш ребенок способен сделать правильный выбор, вы можете предложить ему выбрать книгу для чтения на ночь. Однако, если ваш ребенок из тех, кто вечно пытается все контролировать, мы бы посоветовали вам выбирать книги самому. Эмоциональное взаимодействие между вами и ребенком — наиболее важный аспект совместного чтения. Очень важно, чтобы вы сделали этот процесс интересным и для себя, и для ребенка. Выбирайте книги, которые сами считаете интересными. Ваш ребенок не заинтересуется чтением, если увидит, что родитель читает  только потому, что это его обязанность, и он при этом скучает. Заранее определитесь со временем, в течение которого вы собираетесь читать, и четко придерживайтесь выбранного графика.  Не переходите на стадию «еще одну страничку» или «ну, еще чуть-чуть», что обычно является попыткой ребенка отодвинуть время засыпания и ведет к утомлению родителя.
Важно не только читать ребенку, но читать для себя, так, чтобы ребенок это видел. Дети склонны ценить то, что ценят их родители. Если они никогда не видели, как вы читаете, они подумают, что книги не так важны в вашей жизни, не важно, что вы будете говорить им об этом. Не так трудно читать на глазах у ребенка в первые месяцы жизни, так как он постоянно находится в одном месте, и его легко занять, например, погремушкой. Когда  ребенок начинает перемещаться в пространстве, хорошей идеей станет определение времени для чтения для себя. В течение этого времени очень важно принять решение не отвечать на просьбы ребенка за исключением тех случаев, когда ребенок находится в трудной или опасной ситуации. Одна знакомая нам мать выбирала для чтения время, когда ребенок просыпался после дневного сна, и читала в течение 15 минут. Она сидела тихо и читала про себя, отклоняя все попытки ребенка привлечь ее внимание. Она просто объясняла ему: «Я сейчас читаю.  Я смогу помочь тебе, когда закончу». Сначала ей было нелегко произносить эти слова. Однако она стояла на своем, так как знала, насколько важно для ребенка осознать ценность чтения. Кроме того, это было время, когда ребенок был отдохнувшим и мог сам себя занять на несколько минут. И на самом деле, когда ему исполнилось два года,  он понял, что может смотреть в книгу во время чтения матери.
Так как вы хотите помочь развитию устного и письменного языка у вашего ребенка, очень полезно будет запомнить, что пути освоения языка и степень радости от использования языка очень сильно различаются у разных детей. У одного ребенка могут быть превосходные способности с первых месяцев жизни. У другого же их может не быть вовсе. В то же время оба ребенка могут вырасти умными детьми, умеющими выражать свои мысли, грамотно писать и хорошо читать. Для примера, сравните две истории про Томми и Дэвида. Однажды, когда Томми было двадцать три месяца, он играл своей комнате вместо того, чтобы спать. Его мама открыла дверь и сказала: «Томми, где ты сейчас должен быть?». Он посмотрел на нее с огоньком в глазах и ответил: «В кухне, печь?». Этот же самый ребенок в двадцать один месяц сделал выговор маме за то, что она оставила его плачущим в комнате на десять минут после ссоры: «Когда Томми плакает, ты должна прийти, мама!».
Опять же, за завтраком в воскресное утро, отец Томми взялся почитать газеты. Когда мать попросила Томми доесть свою кашу, он ответил: «Нет, мама. Я очень занят чтением», и, подражая отцу, бросил взгляд на газеты.  Ему было двадцать семь месяцев.
Другой мальчик, Дэвид,  был очень тихим и задумчивым ребенком, который не часто отвечал маме. Однако, она могла видеть, что ребенок всегда действует упорядоченно. Например, если он играет в песочнице двумя лопатками, он использует обе руки, перемещает песок из одной лопатки в другую аккуратно, стараясь не «пролить» песок.  Так как действия его были упорядочены, мать ожидала, что такой же порядок будет и в его мыслях. Кроме того, он был не из тех детей, что могут внезапно заплакать, или,  когда
мать наклонится, чтобы поговорить с ним, отвернется  в сторону, не подавая признаков реагирования.  Поэтому она не беспокоилась на его счет. На самом деле, Дэвид не был склонен разговаривать со своим учителем, Миссис Эггердинг, когда  поступил в  обучающую группу детей в возрасте восемнадцати месяцев.  Наконец, однажды, когда ему было два года, он стоял около нее в то время, когда дети собирались в круг для игры и очень тихо сказал: «Мне нравятся твои туфли, Эг». Потом быстро взглянул на нее с таким стеснительным выражением, будто хотел сказать: «Боже мой,  теперь она знает, что я могу говорить!».
И Томми и Дэвид имеют родителей, которые им много читают и сами любят чтение. В их домах порядок, их жизнь упорядочена.  У них хорошие игрушки,  есть время для игр, развивающих воображение. Телевизор никогда не работает, пока дети бодрствуют, а родители общаются напрямую с детьми, говорят с ними медленно, слушают их внимательно. С такой заботой любящих родителей оба эти мальчика, несмотря на различия  в том, сколько они говорят на раннем этапе жизни, находятся на правильном пути к хорошему развитию языка.




  
 

Что ещё

Монтессори
Вальдорфская педагогика
Никитин

Гленн Доман
Зайцев
Береславский

Сухомлинский
Макаренко
Ян Амос Коменский