Монтессори-центр
 
На главную страницу

          Статьи и книги

Паула Полк Лилльярд, Линн Лилльярд Джессен
Монтессори-педагогика с самого начала

Раннее развитие ребенка дома от рождения до трех лет

 

Система Монтессори
Принципы
 педагогики Монтессори
Окружающая среда
Роль учителя
 О системе Монтессори
 Миссия Монтессори
 Для  мам и малышей
 Детский сад Монтессори
 Видеоматериалы
 Монтессори в Москве
  Монтессори в России
Статьи и книги
Монтессори-педагогика с самого начала
  Введение
1. Строительство человека
2. Приветствуя новорожденного
3. Открытие Мира
4. Рука и мозг
Об открытии Монтессори-центра  
Домашняя развивающая среда  
Монтессори-класс у вас дома
Методика Монтессори
Вопросы и ответы

 

 

Паула Полк Лилльярд, Линн Лилльярд Джессен
Монтессори-педагогика с самого начала
Перевод Евгении Ткачевой

Глава Восьмая

Язык и умственные способности

(продолжение)

Музыка и искусство

Следует познакомить Вашего малыша с другими языками символов и способов самовыражения помимо письма. Музыка также является формой человеческого общения, передает настроение и содержит в себе определенное сообщение. С тех пор, как барабанный бой в общине первобытных людей возвещал о начале  охоты или торжества, либо сигнализировал о надвигающейся опасности, музыка стала частью человеческой культуры. Устные предания, баллады, песни, гимны, и поэзия представляют собой богатейшую область культурного наследия. Малыши любят слушать, как родители поют для них. Колыбельные матери особенно хорошо успокаивают ребенка,  ведь, как мы уже знаем, он слышал ее голос еще до рождения. Песня, спетая на ночь, прекрасно убаюкает ребенка любого возраста. То, насколько хорошо вы умеете петь, совсем не важно. Важно именно ваше участие и присутствие в момент создания музыки. Дети могут видеть, как формируются звуки песни, а повторение и аллитерация в песнях и балладах помогает им развивать способность к запоминанию.
Вы также можете проигрывать качественные музыкальные записи своему малышу. Мы знаем, что мозг ребенка впитывает, схватывает  абсолютно все, что  он слышит. Поэтому, также как и с литературой, очень важно знакомить его только с лучшим из культурного наследия. Классическая музыка Баха и Моцарта, обладающая формальной структурой и повторяющимися музыкальными темами и комбинациями, может быть особенно полезна маленьким детям, у которых формируется умственный порядок. Однако лучше не включать дома музыку в качестве шума на заднем плане. Установите специальное время для прослушивания музыки в течение дня, когда вы и ваш ребенок оба готовы провести время спокойно или заняты деятельностью, не требующей концентрации.
Если вы играете на каком-нибудь музыкальном инструменте, играйте для вашего ребенка. Показывать  любовь к музыке на своем примере  также важно, как и демонстрировать ребенку вашу любовь к книгам. Дети впитывают в себя много больше, чем вы думаете. Одна мать рассказала нам, что обычно она объявляла названия музыкальных произведений и их авторов, которые собиралась сыграть во время своей ежедневной послеобеденной практики в игре на фортепиано. Во время этих занятий ее дочь отдыхала на одеяле под пианино с тех пор, как ей исполнилось два с половиной года. Однажды, она забыла объявить название следующего музыкального произведения и начала играть Сонату №8 С.Прокофьева. Ее дочь приблизилась к матери и, посмотрев наверх, сказала: «Еще Прокофьев, мам?»
Выбирая книги для чтения ребенку, не забывайте включать туда книги о композиторах и истории музыки, а также рассказы о музыкальных инструментах. Существует много качественных книг для детей, посвященных музыке, и вы можете наслаждаться ими вдвоем во время вечернего чтения. Музыкальные инструменты — также хорошая тема для языковой практики с использованием объектов и карточек, которую мы описывали ранее.
Погремушки  обычно являются первой вещью, с которой могут экспериментировать малыши, чтобы извлекать звуки и ритм своими усилиями. Даже новорожденные семи-восьми недель от роду могут схватить и потрясти маленькую погремушку, сделанную для детей этого возраста. Конечно, новорожденные находятся не на той стадии развития, когда они могут намеренно извлекать  звук. Вместо этого, глаза ребенка округляются каждый раз, когда движение его руки производят звук погремушки, словно он хочет сказать: «Что это было? Что это было?» К восьми месяцам ребенку начинает нравиться  трясти небольшую погремушку из высушенной тыквы-горлянки, а к двенадцати месяцам издавать звук, хлопая в ладоши. Приблизительно в восемнадцать месяцев, ребенку нравится  стучать по барабану, заводить музыкальную шкатулку и даже использовать ксилофон. Однако не используйте эти предметы в качестве игрушек, только как музыкальные инструменты. Доставайте их в особое время, когда вы готовы поучаствовать в этом процессе вместе с ребенком. Выбирайте инструменты, которые производят реальную музыку, а не тот металлический звук, который производят многие игрушки для детей.  Например, качество музыкальных шкатулок для детей сильно разнится. И, более того, вам не нужно усложнять распорядок дня, присоединяясь детским группам музыки и ритма, которые так популярны в наши дни. Все, что может помочь развитию у ребенка  чувства музыки  и ритма, также как и  других сфер самообразования, может быть достигнуто в более спокойных и естественных условиях дома или в другой похожей на дом среде.
В  классе Монтессори следуют тем же образцам представления музыки детям, что и при знакомстве их с устной речью. Сначала определяется звук. Потом ему присваивается символ. И, наконец, звук и символ объединяются вместе. Таким образом, два набора музыкальных колокольчиков чистого тонального звучания играются раздельно, подбирая колокольчик к колокольчику, затем по ладам. Таким способом ребенок трех лет развивает способность различать тон звука на слух. В результате, его знакомят с именем « нота ДО средней частоты», и так далее, для каждого колокольчика в музыкальном ладу. В конце концов, ему представляют звуки виде музыкальных нот и знакомят с их расположением на нотоносце. Последние материалы представлены в конкретной форме, так что дети могут ими манипулировать.
Музыкальные материалы Монтессори интегрированы в среду  и в дошкольных , и в начальных классах,  а также всегда доступны для детей. Поэтому ребенок способен открыть для себя чтение и написание музыки независимо, также как он открыл для себя чтение книг. На самом деле Монтессори говорила, что чтение музыки может произойти также естественно для ребенка, как и открытие связи устной и письменной формы речи. Точно также как дети в дошкольных классах получают радость от написания собственных историй, до того, как научатся читать книги, многие из детей придумывают свои собственные песни до того, как научатся читать музыку, написанную другими. В классах начальной школы  детям больше всего нравится открывать для себя музыку других культур и исторических периодов.
Искусство представляет собой другой важный вид языка символов, его также нужно представить ребенку. Искусство, также как и музыка, стало частью жизни людей со времен зарождения человечества. Наскальные рисунки, сделанные древними людьми и изображавшие охоту на животных, являлись первым видом общения людей посредством символических изображений. Первый письменный язык изображал идеи условным графическим изображением, как например Египетская иероглифическая письменность. В конечном счете, финикийцы поняли, что, создавая маленький знак для каждого звука в слове, они могут снизить путаницу в использовании картинок предметов или действий, таким образом, подарив нам алфавит из 26 символов. Однако мы до сих пор иллюстрируем эти слова, созданные с помощью алфавита,  для книг и литературы рисунками и живописью. Даже более того, в течение существования человеческой культуры живопись и рисование, не сопровождающиеся текстом, остаются особенным языком, с помощью которого люди выражают себя и общаются с другими.
Осознавая возможность ребенка передавать мысли через рисование до того, как он будет способен писать, Монтессори способствовала развитию этого умения. Создавая возможности для координации большого и указательного пальцев, она дала детям способность держать карандаш или кисть для рисования правильно уже к возрасту 18-20 месяцев. Первые картинки, которые рисуют дети, — часто круглые каракули, но к 3 годам дети уже могут объяснить, что они нарисовали «дерево» или «дом». Так как в учебных классах Монтессори все материалы для искусства постоянно доступны для детей, для них совершенно нормально добавлять иллюстрации к своему письму с самых первых дней. Поэтому дети 4 лет, которые составляли историю, используя Подвижный Алфавит, так как еще не умели писать, рисовали картинки, чтобы проиллюстрировать свои истории. Через эту картинку они были способны сообщать намного больше деталей, чем через письмо с помощью Подвижного Алфавита. Их творческая работа, помогая им развить способность к коммуникации и абстрактному мышлению, также способствовала развитию интеллекта. Выражать свои мысли через предмет искусства стало для них совершенно естественно, и они продолжают иллюстрировать свои «отчеты об исследованиях», используя не только графические, но и трехмерные представления диорам, скульптур или моделей из дерева или металла, что помогает объяснить энергию и активное взаимодействие, очевидное для посетителей классов Монтессори.
Хотя художественное выражение, также как и музыкальное, естественно для людей, окружающая среда значит многое. Родители играют ключевую роль в развитии способностей своих детей и в их понимании искусства. Также как и в случае с музыкой, мы хотим познакомить ребенка с лучшим из нашего культурного наследия, таким образом, чтобы взрастить в детях уважение к искусству. Очень важно не забрасывать ребенка слишком большим количеством художественных изображений, мы также ограничиваем количество книг, доступных для ребенка, и не оставляем музыку звучать на заднем плане. Очень полезно, однако, выбрать одно или два печатных изображения хорошей живописи, или даже оригинальную акварельную работу или фотографию, повесить невысоко на стене над кроватью ребенка. Повесьте ее достаточно низко, чтобы ребенок мог видеть ее без труда, но не настолько низко, чтобы он мог стащить ее вниз. Надеемся, что в других комнатах дома на стенах также висят произведения искусства, чтобы ребенок мог их изучать. То, как мы сами ценим искусство, является основным, и как пример, и как возможность для походов в музей, подходящих для возраста ребенка и уровня его интересов. Также родители могут включать биографии художников и иллюстрированные книги их работ в число тех, которые читают детям на ночь. Когда вашему ребенку исполняется 2,5-3 года, вы можете наполнить корзину карточками с изображениями картин и учить его их названиям: Ренуар «Две девочки за фортепиано» или «Ребенок в белом» и так далее.
Чтобы помочь детям создавать свои собственные произведения искусства, родителям нужно сделать материалы доступными, так чтобы они подходили развитию руки ребенка и способности организовывать простую деятельность. Мы рекомендуем предоставить вашему ребенку поднос с одним цветным карандашом и небольшой лист белой бумаги для рисования, когда ему исполнится 2.5-3 года, и у него разовьется точность движений большого и указательного пальцев. Вы можете разрезать бумагу 10х12 дюймов пополам, или на четыре части, и можете хранить ее как запасы для рисования и для живописи в дальнейшем. У цветных карандашей есть преимущества перед другими материалами для изобразительного искусства: в отличие от маркеров, они могут рисовать темными или светлыми оттенками в зависимости от степени нажатия на карандаш, и таким образом могут помочь ребенку ощутить контроль над рукой. В отличие от цветных мелков, они рисуют более твердо, и их легко сделать острее, если штрих становится размытым или неэффективным. Цветные карандаши также достаточно тонки для детской руки, в отличие от многих цветных мелков. Вы можете постепенно добавлять другие виды деятельности: рисование красками (сначала с одним основным цветом — красным, синим или желтым), рисование белым мелом на маленькой доске, лепку из глины, аппликацию (используя ножницы высокого качества, которые действительно режут), бисероплетение, нашивание пряжи на картон, и так далее.
Также как и в упражнениях жизненной практики, все материалы для занятия искусством организуются  на подносах или в корзинках, и находятся под родительским контролем. Сначала всегда дается презентация того, как использовать тот или иной материал, и с ними всегда следует обращаться бережно. Это значит, что, если карандаш или глина оказываются у ребенка во рту, вам нужно отложить деятельность на другой  раз. Так как от родителей требуется много внимания, матери полагают, что поставить маленький стол и стул ребенка в углу кухни — хорошая идея. Кухонный шкаф или полка могут стать прекрасным местом для хранения материалов для изобразительного искусства. В дополнение к корзинке или подносу с материалами для какой-либо деятельности, хорошо будет использовать доску из полимерных материалов или кусок гладкого картона, чтобы защитить поверхность детского стола. Мы также предлагаем использовать специальный фартук для изобразительной деятельности, а не тот, который используется для приготовления пищи или работы по дому. Также как и при других видах деятельности, фартук используется не столько для защиты одежды ребенка, а как часть организации процесса и служит напоминанием того, что ребенок занят особенным видом деятельности.
Прежде всего, необходимо избегать огромного количества структурированных материалов для изобразительного искусства и проектов, которые производятся для детей в огромных количествах. Так как дети взрослеют, это становится очень трудным для их родителей. После трех-четырех лет детей начинают привлекать наборы «Раскрась по числам», книжки-раскраски и установленные образцы всех видов, так как они не требуют тех усилий, которых требует воссоздание своих идей путем изобразительной деятельности. Однако на самом деле мы хотим, чтобы наши дети получили именно этот опыт уникальной внутренней энергии для отображения своих идей и научились выражать себя. Вместо того, чтобы покупать разные наборы и собирать заранее приготовленные модели, дайте ребенку «коробку для творчества», чтобы он мог создавать свои творческие проекты. Положите туда все разновидности инструментов для творчества: пустые катушки ниток, куски материи и обрывки бумаги, небольшие куски дерева, ершики для чистки, немного проводов — да все, что угодно, любые предметы, которые, если немного пофантазировать, могут быть использованы для создания чего-либо. Добавляйте новое в корзинку довольно часто: либо покупайте их в магазинах, либо используйте домашние подручные предметы. Приберегите полный набор цветных карандашей или акварельных красок до тех пор, пока ребенку не исполнится пять лет или более. Таким образом, у него будет много времени на эксперименты и он научится накладывать тени и смешивать цвета до того, как начнет пользоваться результатами чужих палитр.
Также мы не советуем вам посещать уроки изобразительного искусства для маленьких детей. Вместо них детям нужна возможность участвовать в специальном языке самовыражения, и открытие искусства естественным образом, само по себе, сделает это возможным. У детей появится много времени на изучение техники рисования, живописи и скульптуры, когда они пойдут в начальную школу. Маленьким детям нужны только родители, которые показывают им пример, и предоставляют доступ к подходящим материалам. Родителям нужно уважать попытки детей практиковать искусство и помочь им ценить и уважать культурное наследие, данное нам лучшими живописцами, скульпторами и архитекторами.

 



  
 

Что ещё

Монтессори
Вальдорфская педагогика
Никитин

Гленн Доман
Зайцев
Береславский

Сухомлинский
Макаренко
Ян Амос Коменский