Монтессори-центр
 
На главную страницу

          Статьи и книги

Паула Полк Лилльярд, Линн Лилльярд Джессен
Монтессори-педагогика с самого начала

Раннее развитие ребенка дома от рождения до трех лет

     

Система Монтессори
Принципы
 педагогики Монтессори
Окружающая среда
Роль учителя
 О системе Монтессори
 Миссия Монтессори
 Для  мам и малышей
 Детский сад Монтессори
 Видеоматериалы
 Монтессори в Москве
  Монтессори в России
Статьи и книги
Монтессори-педагогика с самого начала
  Введение
1. Строительство человека
2. Приветствуя новорожденного
3. Открытие Мира
4. Рука и мозг
Об открытии Монтессори-центра  
Домашняя развивающая среда  
Монтессори-класс у вас дома
Методика Монтессори
Вопросы и ответы

 

 

Паула Полк Лилльярд, Линн Лилльярд Джессен
Монтессори-педагогика с самого начала
Перевод Евгении Ткачевой

Глава Восьмая

Язык и умственные способности
(продолжение)

Игрушки и творческие игры

  До сих пор мы говорили о коммуникации в человеческом языке, осуществляемой устным, письменным и художественным способами. Эта комбинация способов передачи информации дает нам богатую возможность думать и изучать наш мир, а также выразить себя в литературе, музыке, искусстве. Мы обсудили, что основа этих способов передачи — чувственный опыт познания реального мира, что  на самом деле все развитие людей происходит из интенсивного взаимодействия с предметами окружающей среды. Мы проследили способы, с помощью которых можем помочь младенцу получить богатый чувственный опыт изучении мира через слух и зрение, осязание и чувства — сначала с помощью подвесных движущихся игрушек и погремушек, чтобы развить глаза и руки; потом с помощью презентации реальных предметов в миниатюре, затем с помощью предметов и их сопоставления с изображением на картинках, и, наконец, только с изображениями предметов на картинках.
Существует также второй инструмент, который мы используем для предоставления чувственного опыта младенцам. Малыш использует эти инструменты для манипуляции и создания языка и мысли. Мы имеем в виду  традиционные игрушки, цель которых с точки зрения взрослых — игра. На самом деле, конечно, все объекты, которые мы даем маленькому ребенку, предназначены для игры. Как бы мы ни назвали их деятельность -  игрой или работой - маленькие дети всегда вовлечены в открытие и познание всего, что находится вокруг них, и используют это для развития своего мозга.
Тщательный подбор игрушек также важен, как и выбор любой другой детали окружающей среды. Чтобы выбрать игрушки с умом, нам нужно вспомнить о нашей первостепенной задаче: помочь ребенку в самоформировании. Все любящие родители хотят вырастить ребенка, для которого мир разумен и понятен, который мудро рассуждает о мире, любит и уважает себя и других людей. Показывая, с какой заботой вы выбираете для него игрушки, вы даете знать своему ребенку, насколько он важен для вас. Вы делитесь с ним тем, что кажется вам красивым и содержательным. Тем самым вы помогаете ребенку, в свою очередь, искать красоту и логику в окружающем его мире. Иногда в ежедневных заботах родители забывают о том, каким великолепным, вдохновляющим и волшебным на самом деле для них является этот мир. Принимая разумные решения о том, что предоставить нашим маленьким детям, мы можем снова почувствовать это благоговение и уважение к миру.
Мы знаем, что дети от рождения скорее впитывают информацию, нежели логически ее объясняют. Они еще не способны к абстрактному мышлению и воображению, которое вытекает из мышления. Маленькие дети используют первые 6 лет жизни на то, чтобы постепенно развить свой потенциал к уникальным способностям человека. Все предметы, основанные на реальности, -  не важно, сделаны они человеком или нет, - очень полезны для них на этом пути. Проблема возникает тогда, когда предметы, предоставленные детям для игры, изображают что-то фантастическое или дают неверную информацию о мире — такие, как фантастические создания вроде персонажей улицы Сезам или плюшевых медвежат красного цвета. К сожалению, эта трудность, вероятно, будет только увеличиваться для маленьких детей, так как изобилие таких игрушек в целом нарастает. Прогулка по магазину игрушек даст вам прекрасную возможность оценить масштаб этой тенденции.
Если ребенок к шести годам не сможет заложить прочную основу для интеллектуального, логического склада ума, который сможет  размышлять о различных вещах, создавать идеи и обдумывать их, он неминуемо отстанет в развитии воображения и абстрактного мышления в начальной школе. Монтессори наблюдала, что между шестью и двенадцатью годами у детей развивается две основных дара человеческого самоформирования: логика и воображение. Ребенок возраста начальной школы использует эти подарки, чтобы стать независимым социальным индивидом, способным справляться со своими чувствами и чувствами других. Проблема возникает тогда, когда дети этого возраста проводят большую часть своего времени с неодушевленными предметами, такими как компьютеры или электронные игры. Такие предметы не отвечают им, не проявляют ответных чувств, как это делают люди и животные. Дети могут обращаться с этими предметами так, как им вздумается. От них не требуется никакого размышления над своими действиями. Они не получают ответной реакции, на основе которой у ребенка могли бы развиться забота и отзывчивость, как это происходит при общении ребенка с другим человеком. Такие предметы имеют тенденцию замещать реальное взаимодействие между членами семьи и друзьями, и таким образом создают основу для эгоцентризма.
Детей младше трех лет можно обманом заставить полюбить что-нибудь, что не сможет ответить взаимностью. Паула вспоминает, как однажды соседская девочка намеренно колола свою резиновую куклу в живот булавкой до тех пор, пока наконец не осознала, что ее любимая кукла не могла чувствовать то же самое, что и она. Способность любить реальных людей и других живых существ, а не материальные объекты, — естественный путь, присущий людям. Самым главным и возвышенным в человеческих особях является их способность любить и заботиться о другом существе, отличном от него самого, и таким образом  постичь всю красоту творения.  Это длительный процесс, однако, он требует большого опыта в реальной жизни. Таким образом, маленькие дети учатся, что для того, чтобы заполучить чью-то привязанность, не нужно тянуть собаку за уши или хвост или обижать старших братьев и сестер.
Что касается нашей современной культуры, мода на необычные игрушки то появлялась, то исчезала в последние годы.  Помехой  распространению таких игрушек  стало их направление и реакция родителей. Производители игрушек, в общем и целом, служат собственным целям. Им нужно вызвать в ребенке (или взрослом) желание приобрести ту или иную игрушку. Если бы ребенку понадобилась та или иная игрушка, производителям  было бы не нужно убеждать кого–либо в ее необходимости.  Вся проблема с индустрией производства детских игрушек заключается в том, что ребенку требуются только несколько традиционных игрушек (кукла, плюшевые зверушки и кубики, например) для того, чтобы построить фундамент для игры с использованием воображения. Для того чтобы увеличить продажи, дизайнеры стараются приукрасить традиционные игрушки. Куклы не только разговаривают, но и делают то, что им скажешь. Плюшевые собаки не только лают, но и выполняют команды ребенка. Есть даже игрушки, запрограммированные на определенный голос ребенка, или выполненные по особому заказу, которые отображают индивидуальную внешность ребенка. Родители заинтригованы этими разработками. Однако реальность такова, что они не очень подходят для развития игр с использованием воображения.
Реакция родителей на все это изобилие игрушек также вызывает недоумение. В начале двадцатого века родители были озабочены в основном развитием характера своего ребенка. Они хотели быть уверены, что их дети будут способны справиться с неприятностями, которые непременно  встретились бы им в личной или общественной жизни. Развитие характера включает в себя самодисциплину и способность пожертвовать каким-либо своим желанием ради своего блага и блага окружающих людей. Образование по системе Монтессори, развившееся в тот период, отражало эту основную направленность в формировании характера ребенка. Однако, сегодняшние родители все больше и больше говорят, что их основное желание заключается в том, чтобы ребенок был счастлив. В погоне за этой целью они балуют своих детей часто неосознанно, до такой степени, что это кажется поразительным для предыдущих поколений. Всем родителям следует помнить, что настоящее счастье возникает тогда, когда человек имеет характер, способен к самодисциплине и живет, внося в жизнь значимый  вклад, а не просто имеет или делает то, что хочет.
Один из способов проверить ваш ответ на этот культурный посыл — определить должны ли вы дарить большие игрушки Bonanza  на Рождество и дни рождения только затем, чтобы не чувствовать себя «Гринчем -похитителем Рождества», или может вы привычно проводите выходные в магазинах детских игрушек. Ни для ребенка, ни для родителя невозможно  справится с бесконечным изобилием игрушек, и скоро дом переполняется ими. Как нам однажды сказала одна расстроенная мать детей двух и четырех лет: «Игрушки моих детей отравляют мою жизнь!»
Как отцы и матери, дедушки и бабушки мы думаем, что показываем детям, что любим их, когда дарим им вещи. На самом деле такая практика может сказать им совсем обратное. Дети могут заключить, что если люди дарят вам подарки, значит, они вас любят. Если получение подарков говорит вам о том, что вас любят, следующим шагом оценки своей ценности будет то, что ты имеешь, а не то, кем ты являешься. Правда в том, что очень маленькие дети могут любить только одну куклу, одну зверушку, а также немного других игрушек в одно и то же время. Этот опыт дает основу для взрослой жизни, в которой человек должен научиться любить одного супруга/супругу, одну семью, одну жизнь, вместо того, чтобы фантазировать о том, что возможно иметь «все сразу».
Какие основные игрушки следует родителю выбрать для своего маленького ребенка, чтобы они помогли его развитию, а не стали препятствием? Мы хотим, чтобы любой предмет, который мы даем ребенку младше трех лет для свободной игры, помогал нашей основной цели: связь с другими и понимание мира. Мы хотим избежать игрушек, которые отображают фантазию взрослого ума вместо того, чтобы заложить фундамент для богатого воображения в будущем. К сожалению, магазины игрушек наполнены подобными предметами для детей: пластмассовые гитары, которые не похожи на настоящие ни внешним видом, ни звучанием; домики для кукол, с которыми детям предполагается что-то делать, имеющие различные, не связанные между собой ручки, крутящиеся колеса, кнопки, звоночки и так далее — все эти детали, которые вы несколько дней держите дома, прежде чем поймете, что на самом деле это поезд или пожарная станция. Давать детям такие игрушки (иногда обозначаемые как «обучающие игрушки»), все равно, что конфета для поддержания физического состояния и здоровья ребенка вместо полноценной питательной еды. Такие игрушки не приносят долговременной пользы, так как они всего лишь развлекают его, и не требуют того, чтобы ребенок думал.
Машинки и грузовички попадают в эту же самую категорию не самых полезных игрушек для ребенка младше трех лет. Играя с ними, малыш  просто имитирует случайные звуки и движения, но такие действия не помогают ребенку развить порядок во внутреннем мире. С другой стороны, игра с плюшевым медвежонком устанавливает связь с реальным животным, которое живет своей жизнью и способно к определенным чувствам и реакциям. Хорошенькая кукла представляет собой реальное существо, которое может дарить любовь. Маленький ребенок использует ее, чтобы повторять действия, которые происходят в доме: искупать, уложить спать, накормить, одеть и раздеть. Эта повторяющаяся игра помогает ребенку научиться есть и одеваться самому, ведет его к последующему отождествлению себя с куклой как с символом, обозначающим либо самого себя, либо членов семьи.
Однако, для того, чтобы помочь ребенку развить способность  придумывать план действий, а позднее сценарий игры и основную сюжетную линию, ребенку нужны те виды деятельности, которые требуют серьезной мыслительной деятельности. Практические действия из обычной жизни, которые предлагала Монтессори, описанные в шестой главе, позволяют получить такой опыт. Нарезание морковки требует составление плана действий, которые устанавливают связь с последовательностью: вот предмет,  у  него есть начало, средина и конец, также как в любом сюжете. Ребенку нужно развить в своем уме основу для сюжетной линии, проигрывая ее в реальности и вычисляя последовательные контролируемые движения. Таким образом, ежедневная деятельность, хотя она и включает в себя реальный опыт общения и работы с настоящими предметами, играет основную роль в развитии детских игр с использованием воображения.
Выбирайте  игрушки для детей младше трех лет, которые помогут им отличить реальное от нереального, найти порядок в мире и понять категории и процесс. Кукольный домик, например, обеспечивает часы творческой игры для детей старше трех лет. Но он также интересен детям восемнадцати месяцев, если вы показываете им, как рассортировать мебель по комнатам: кровати — в спальню; стол и стулья — в столовую; диван — в гостиную и так далее. Реалистичные модели животных, живущие в наши дни, которые ребенок может наблюдать в реальной жизни, обеспечивают возможности для игры ребенка. Если вы рассортируете  их по корзинкам: дикие и домашние, различные породы собак, семьи животных с папой, мамой и детенышем (одного вида), животные Северной Америки; животные, живущие только в пустыне и так далее, — вы сделаете возможными дальнейшие открытия для вашего ребенка, давая ключи к упорядоченному мышлению. Когда вы в первый раз показываете своему ребенку корзинку с животными, вы можете выставить их в линию, внимательно называя каждого из них, используя этот опыт как языковую возможность. Меняйте эти корзины с животными в зависимости от интересов вашего ребенка. Повторения очень полезны, но будьте внимательны к тому, чтобы ваш ребенок мог получать радость, приобретая новые знания.
Даже автомобили,  грузовики или кубики могут принести пользу  вашему ребенку от пятнадцати месяцев до трех лет, если вы дадите ему некоторое направление и цель деятельности. Подготовьте корзинку трех идентичных предметов, которые различаются только по цвету (начните с основных цветов: красного, синего и желтого). Выставьте их аккуратно в линию и назовите предмет и его цвет: «синяя машинка, красная машинка, желтая машинка». Играйте в эту игру со своим ребенком, называя предметы, а в конце попросите дать вам ту или иную машинку. Цель этой игры — поделиться знанием о мире с вашим ребенком. В другую корзинку вы можете положить три других средства передвижения одного цвета и называть их ребенку: «машина, грузовик, автобус». В другой игре вы можете подразделить на категории разные виды грузовиков: «самосвал, пожарная машина, эвакуатор».
Опять же ваша единственная цель — дать вашему ребенку ключ к познанию мира. Таким образом, вы можете сказать своему ребенку: «О, смотри, это эвакуатор», а не «Что это?». Как мы только что упомянули, вопрос «Что это?» обозначает тестирование знаний, а не подарок знания от родителя ребенку. Взрослые знакомы с теорией «проверки» со своих школьных дней. Такие проверки совершенно не подходят для маленьких детей. Всегда называйте предмет сами: «Это эвакуатор» или «Где эвакуатор?» Вы превращаете действия с неодушевленными предметами в значимый опыт для вашего ребенка, обучая его языку, на котором говорит его  мир. Этим способом вы сделаете возможным его дальнейшее развитие, а также получите радость от того, что делитесь с малышом своим опытом. Животные инстинктивно передают детенышам определенные навыки, необходимые для выживания на земле. Человеческие знания — это немного другое, так как они должны отражать время, место и культуру, в которой мы живем. Нам нужно делать сознательные усилия, чтобы передать знания нашим детям посредством языка. Основные принципы, которыми нам следует руководствоваться, осуществляя этот процесс: следовать от простого к сложному, использовать повторение и «учить» короткими интервалами, не более чем по 5 или 10 минут каждый.
Деревянные кубики — игрушка, прошедшая проверку временем, которую можно использовать для того, чтобы преумножить знания ребенка или вдохновить его на собственные открытия. Если возможно, всегда отдавайте предпочтение деревянным предметам, а не пластиковым. Дерево предлагает детям разнообразный опыт: красивая деталь с разным древесным рисунком – дуб или клен; разнообразие запахов, как, например, у сосны или березы; разный вес, как у изделий из тика или осины; разнообразие звуков, которые издаются при ударе  о дерево. Далее, деревянные предметы учат детей уважать мир природы. К ним нужно относиться с заботой, если мы хотим, чтобы они прослужили долгое время. Дерево — натуральный продукт, который мир всегда дарил нам, и надеемся, всегда будет дарить. Детям нужен этот опыт общения с предметами из мира природы. Он служит напоминанием о нашей ответственности за сохранение и разумное использование природы. С другой стороны, пластик — это рукотворный материал, который фактически неразрушим и не требует особой заботы. Но он не дает ребенку все разнообразие чувственных ощущений. В дополнение, так как человечество постоянно изобретает новые материалы, он едва ли останется  частью мира навсегда.
Положите в корзину набор кубиков для общего исследования и игры. Вы можете сделать еще одну корзинку, состоящую из предметов следующих форм: 1 призма, 1 цилиндр, 1 конус и так далее. Назовите и выстройте их по порядку. В другую корзину положите два предмета каждой формы. Возьмите треугольную призму и скажите: «Я собираюсь найти другую треугольную призму». Выставите все предметы в ряд, попарно. Выберите только одну геометрическую форму, например, призму. Положите шесть из них в корзинку и используйте их для постройки башни или чего-либо другого.
Даже маленькие дети могут использовать деревянные кубики для строительства по своему усмотрению. Им также может быть полезен  небольшой вклад родителей в эту деятельность.   Позвольте им создавать и строить, так как они хотят. Однако, проходя мимо, если хотите, можете сказать обыденным тоном: «Можно мне попробовать?». Предложите какую-нибудь идею, а потом идите дальше. Ваша цель— сделать игру ребенка более интересной с теми вариантами, найти которые не хватает знаний или умений. Вам нужно быть очень внимательными, чтобы не начать контролировать ребенка и не форсировать события.
Все дети очень разные. Поэтому, количество той помощи, которую нужно предлагать ребенку (ни слишком много и ни слишком мало), тоже очень сильно различается. Творческие наблюдения за вашим ребенком необходимы с самого рождения. Это единственный способ понять, в чем  уникальность вашего ребенка, и как вам подстроится под его уникальность. Вы должны знать своего ребенка на самом глубоком уровне, чтобы делать правильные шаги, те, которые помогут и поддержат и в игре, и в работе, а не будут мешать.
Наконец, существуют игрушки со встроенной задачей, которые вы можете  делать или покупать ребенку с младенчества. Эти игрушки помогают специфическим аспектам самоформирования. Мы обсуждали в Главе 4 некоторые из этих игрушек, которые способствуют развитию руки и мозга ребенка. Будьте очень внимательны в вашем выборе. Как мы обсуждали, слишком яркие пластиковые паззлы и головоломки «Busy Box» — неважный выбор. Busy Box может гудеть, когда ребенок ударяет по кнопке, колокольчик может звенеть, когда ребенок поворачивает колесико, но это не имеет никакого смысла. Ребенок заинтересован в причине и самом эффекте, но он не может видеть, как это происходит. Колокольчик спрятан от глаз. Не существует причины для реакции или результата его движений. Это бездумное «развлечение».
Напротив, деревянный шарик, который ребенок бросает в коробку через отверстие в выдвижной крышке. Такие игрушки разработаны для того, чтобы ребенок мог постепенно начать догадываться, что происходит. Он может ответить на свои собственные вопросы: «Куда делся шарик?» или «Что он стукнул, когда раздался звук?», «Почему крышка выдвигается?», «Почему крышка не отваливается совсем?». Тем временем, он практикует более точные движения руки и посылает информацию в мозг. Он берет шарик и ощущает его форму и температуру. Он целится в отверстие в крышке, бросает шарик и слышит звук, когда тот ударяется о дно коробки. Он берется за кнопку и чувствует, какая она на ощупь. Он движет рукой, выдвигая крышку. Он отпускает кнопку и хватает мяч. Эта игрушка дает знание, которому стоит учиться: а именно, реальность не меняется.
В свою очередь, в чем смысл знания про собранную модель поезда из конструктора Busy Box, фантастических пришельцев из космоса,  нереалистичных животных или странных людей, которых придумали  взрослых. Даже более взрослые дети переигрывают сценарий, придуманный взрослыми, играя с такими игрушками, вместо того, чтобы использовать собственное воображение. Если вы дадите детям деревянные кубики или модели реальных зверей и животных, они смогут свободно создавать свои собственные истории. Когда это сделано, имитация и ролевая игра у очень маленьких детей постепенно вырастает в развитую  игру с использованием воображения у шестилетних детей. В такой игре, дети могут взять кубик и представить, что это лодка. Они способны сделать это и в более старшем возрасте, так как они могут удержать образ лодки в своем уме. Вот почему вы не видите шестилетнего ребенка, бегающего тут и там с лодкой и кричащего «бррррр». Напротив,  они создают место, куда можно пришвартовать лодку. Они разрабатывают пристань и придумывают сюжетную линию. Именно в это время кукольные домики становятся настоящим движущим средством игры на воображение.
Однако, остерегайтесь слишком определенных игрушек для детей начальной школы: набор по уходу за игрушечными домашними животными за 75 долларов и тому подобное. По сравнению с заботой ребенка о живой собаке с помощью настоящих предметов, время, потраченное на такую  игрушку -  это абсолютно бессмысленный опыт. Важно позволять ребенку создавать свои собственные инструменты для игры на воображение. Ему нужны коробки, листы, подушки, палочки и домашние принадлежности, например, рулоны туалетной бумаги, резиновые  ленты и веревки. Мы отнимаем у наших детей возможность придумывать что-либо самим, когда даем им лишающие свободы игрушки и виды деятельности. То, что мы сделали в своей культуре — это заменили способность ребенка создавать что-то самостоятельно на продукты дизайнерской мысли. Дети теряют уверенность в своей способности создать свой собственный дизайн, потому что они сравнивают свою работу с тем, что придумали взрослые, и понимают, что их работа сильно проигрывает. Например, существуют наборы Лего, они сделаны для того, чтобы собирать предметы по инструкциям, например самолет или космическую станцию. Ребенок следует четким указаниям, намного больше, чем, если бы мы объяснили ему, как собрать паззл. Это одноразовый опыт для ребенка. Когда предмет собран, деятельность закончена. Самое плохое в этом то, что если одна деталь потеряется при последующей разборке, игрушка станет бессмысленной. Оставшиеся куски полетят в кучу других неполных наборов.
И наборы для сборки, и различные неразборные предметы - все эти готовые игрушки существуют благодаря нынешнему изобилию, а пластик дешев и легко поддается деформации. Мы используем эти игрушки, чтобы развлечь детей, в то время, когда им нужно больше опыта в овладении творческой деятельностью. Ребенка привлекают эти  игрушки, потому что они разработаны, чтобы привлечь к себе внимание ребенка. Он просит нас купить их, и мы слишком часто соглашаемся, даже если осознаем, что ребенок не может знать, что будет для него самым лучшим. Линн помнит то время, когда она проигрывала детскую музыкальную запись, готовясь продемонстрировать родителям, какую музыку не стоит давать слушать детям. Запись была примером металлического звучания и примитивных стишков, которые часто производятся для детского потребления. Ее семилетняя дочь услышала эту музыку случайно и сказала: «Мне нравится эта музыка. Надеюсь, ты мне ее отдашь».
Мы не можем защитить наших детей от трудностей жизни, но можем подготовить их к ним. Мы можем научить наших детей уважать деньги, научить выбирать вещи и беречь их. Вопрос не в том, как много мы можем себе позволить. Проблема в расточительности и недостаточном понимании, того, что нам уже дано. Достаток подразумевает ответственность и понимание того, что излишками нужно делиться с теми, кому повезло меньше.
Разумеется, будет мало пользы, если вы обеспечите вашего ребенка игрушками и материалами для творческих игр (не  просто для развлечения), но у него не будет времени или места для этого. Не планируйте занятий (даже полезных) на каждый день. День дома и во дворе полон приключений для маленького ребенка. Даже в начальной школе, одного или двух занятий в неделю будет достаточно. Большая нагрузка не оставляет ребенку времени на размышление и воображение. Обустраивая детскую (или другую комнату в доме), предусмотрите в ней место для тихих игр. Также создайте небольшие пространства в других комнатах: тихий уголок в углу с корзиной кубиков (или мягких игрушек),  или  поставьте за диваном небольшое кресло-качалку вместе с корзиной с тремя или четырьмя книгами внутри.
Родители постоянно рассказывают нам, что именно игрушки, подаренные другими людьми, мешают им ограничивать количество игрушек у детей. Один родитель рассказывал нам об достаточно большом экскаваторе, чтобы на него можно было сесть, подаренном его четырехлетней дочери на день рождения любящими бабушкой и дедушкой. Вы можете спокойно убирать такие игрушки  в кладовку, подарить ее кому-нибудь  или отдать в дом бабушки и дедушки на случай визита к ним. Дайте каталог Майкла Олафа своим родителям (или другим членам семьи), и тактично заметьте, что вы надеетесь, что они будут использовать его при выборе подарков для детей. Помимо предложения подходящих подарков для маленьких детей, этот каталог также кратко описывает развитие ребенка каждого возраста. Также полезно выбирать подарки и с помощью других источников. Так как вашим родителям будет интересно, сочтут ли их внуки набор для уборки или выпечки хорошим подарком, сфотографируйте их за этими занятиями  и пошлите своим родителям фотографии. Объясните своим родителям, что презентуя детям только одну качественную плюшевую игрушку на Рождество или день рождения, мы способствуем развитию игр с использованием воображения. Когда вашему ребенку исполнится три года, у него будет несколько таких любимых животных, и вы можете рассказать  своим родителям о том, как творчески играет с ними ваш ребенок. Если и это не сработает, выставляйте все излишние подарки дедушек и бабушек, когда они придут навестить вас, объясняя, что вы бережете их на особый случай. Когда они уйдут, вы может отложить их снова до другого визита. Как мудро сказал нам один родитель: «Когда вы едете в Рим, поступайте как римляне, а если римляне приезжают к вам с визитом, то все равно, поступайте, как будто бы вы были в Риме».
Помогая нашим детям пройти путь к освоению устной и письменной речи, к художественному самовыражению, полностью развитому воображению и ролевой игре, очень важно помнить, что именно язык позволяет нам привнести в жизнь радость. Это самый прекрасный подарок, который мы можем преподнести  нашим детям. Через язык мы делимся знаниями о мире, о том, как он прекрасен. Мы говорим о том, что для нас важно и о том, что кажется нам интересным, о ценности каждого аспекта жизни -  не важно, история это или наука, математика или искусство, религия или любой другой культурный или социальный аспект. Язык — основа нашего интеллекта и нашей цивилизации. Это способ, с помощью которого мы делимся и накапливаем мудрость для будущих поколений.

 

 



  
 

Что ещё

Монтессори
Вальдорфская педагогика
Никитин

Гленн Доман
Зайцев
Береславский

Сухомлинский
Макаренко
Ян Амос Коменский